На предприятиях нефтепереработки и нефтехимии для транспортировки сырья и готовых продуктов применяются разветвлённые сети трубопроводов. Они оснащаются разнообразной арматурой— фланцевыми соединениями, фильтрами, клапанами, задвижками и кранами. Арматура монтируется преимущественно с использованием резьбовых крепёжных изделий — болтов, шпилек, гаек. Из-за специфики технологических процессов указанных предприятий резьбовые соединения при эксплуатации подвержены воздействию постоянного нагрева, коррозионно-активных и химически агрессивных веществ. Это приводит к тому, что из-за коррозии и прикипания соединения достаточно быстро становятся неразъёмными. На практике уже по истечении нескольких дней резьбовое соединение не удаётся разобрать без применения механической резки. В результате увеличивается общее время ремонта и техобслуживания, возрастают финансовые потери из-за дополнительного привлечения обслуживающего персонала и простоев оборудования.
В частности, на одном из нефтеперерабатывающих предприятий России постоянно возникали проблемы затруднённого демонтажа резьбовых соединений М27 и М30 крышек фильтров на подводящем трубопроводе насосов, перекачивающих продукты висбкрекинга высокой температуры. Нагрев крепежа в процессе эксплуатации до 390 °C и воздействие сероводородсодержащих сред активизировали коррозию и приводили к прикипанию. При периодической замене фильтрующих элементов для демонтажа приходилось прибегать к использованию гайкорезов и шлифовальных машин.
Технические специалисты, проанализировав условия работы оборудования, предложили решение в виде применения резьбовой пасты при сборке крепежа. Этот материал хорошо зарекомендовал себя и имеет обширную практику применения в нефтепереработке и нефтехимии. Резьбовая паста изготовлена на основе синтетического базового масла, особо термостойких высокодисперсных порошков твёрдых смазочных материалов и усилителей адгезии. При нагреве выше 200 °C базовое масло испаряется без остатка, а оставшиеся твёрдые смазочные вещества сохраняют эффективность до 1500 °C. Паста отличается высокими антикоррозионными свойствами, устойчивостью к смыванию и химическому воздействию.
Нанесение пасты осуществлялось перед сборкой на резьбовую поверхность шпилек и торцевую поверхность гаек с помощью кисти, входящей в комплект упаковки. После запуска в эксплуатацию оборудование проработало 14 дней до момента останова с целью очередной замены фильтрующих элементов. Демонтаж шпилек и гаек был произведён с применением стандартных гаечных ключей без затруднений. Гайки вращались плавно, без рывков. На рабочих поверхностях деталей крепежа не было обнаружено видимых повреждений, присутствовали остатки резьбовой пасты.
По результатам дополнительных долговременных испытаний резьбовая паста рекомендована предприятием к применению при сборке всех высокотемпературных резьбовых соединений.
Другой проблемой, которая возникает при монтаже фланцевых соединений, является неравномерная затяжка крепежа и, как следствие, деформация стыка и потеря герметичности. Трение в резьбовом соединении при сборке обусловлено трением по резьбовой поверхности и по торцу закручиваемой гайки.
В несмазанном соединении коэффициент трения зависит от множества факторов и варьируется в достаточно широких пределах. В такой ситуации обеспечить контроль усилия затяжки затруднительно.
При одном и том же крутящем моменте мы можем получать усилия затяжки, отличающиеся более чем в 2 раза. Нанесение резьбовой пасты перед сборкой соединения позволяет стабилизировать трение в резьбе и облегчить процесс монтажа. Становится возможным произвести затяжку качественно на требуемое усилие и обеспечить герметичность фланцевого соединения.
Таким образом, применение резьбовой пасты позволяет предотвратить появление типичных проблем при монтаже и демонтаже крепёжных изделий, а также обеспечить их долговременную защиту и безаварийную эксплуатацию.
В заключение данной статьи хочется напомнить Вам, что наша компания ООО "Ижснабметиз" помимо всего прочего занимается изготовлением и реализацией как фланцевого крепежа собственного производства, так и крепежа для нефтегазовых конструкций, в частности, такой его разновидности как крепеж для станков-качалок.