Красивы и неповторимы повисшие над реками и каналами Санкт-Петербурга мосты. Они определили облик города, его романтическую красоту и привлекательность. Многие из них построены более ста лет назад. Время и атмосфера современного города неумолимо разрушает металл их конструкций и соединений.
И в процессе реконструкции каждого такого сооружения возникает необходимость повторить в каждой мелкой детали его исторический облик.
Ещё при реконструкции Пантелеймоновского моста в последние годы уходящего XX века Государственная инспекция по охране памятников Санкт-Петербурга потребовала от строителей воссоздать в прежнем виде повреждённые коррозией заклёпочные соединения элементов пролётного строения моста. В тот период ещё оказалось возможным найти в нашей стране бригаду специалистов‑клепальщиков, которые выполнили ремонт соединений с использованием давно забытых в мостостроении технологий.
Но уже при реконструкции Троицкого моста произвести постановку столь большого количества повреждённых коррозией заклёпок в сжатые сроки ремонтных работ оказалось практически невозможным. Специалисты предложили комбинированный способ ремонта соединений — сохранение исторического вида соединений на всех видимых с прогулочных теплоходов поверхностях элементов пролётного строения моста за счёт использования высокопрочных болтов с полукруглой головкой и использование высокопрочных болтов с шестигранной головкой в других соединениях, для менее заметных соединений на внутренних поверхностях ферм. Для маскировки шестигранных болтов была разработана специальная колеровка лакокрасочного покрытия: более светлая на лицевых поверхностях и более тёмная, затемняющая пространство между главными фермами моста.
При реконструкции Дворцового моста, начатой в конце 2012 года, этот вопрос снова встал на повестке дня. И решать его пришлось заново, поскольку за период между реконструкцией двух соседних мостов перестало существовать предприятие, изготовившее для Троицкого моста специальный высокопрочный крепёж.
Новый высокопрочный крепёж для замены заклёпок в конструкциях Дворцового моста был разработан совместными усилиями нескольких метизных компаний
Специальные высокопрочные болтокомплекты со сферической головкой были разработаны на основе ГОСТ Р 52643-2006 – ГОСТ Р 52646-2006. Класс прочности болтов 10.9 был определён требованиями проектирования мостовых конструкций. Диаметры болтов М18 –М24 приняты близкими диаметрам заклёпок, использованных при строительстве мостов.
В состав болтокомплекта входит болт, одна шайба по ГОСТ Р 52646-2006, устанавливаемая под гайку по ГОСТ Р 52645-2006.
Конструктивная форма головки болта была специально разработана на основе формы головки заклёпок по ГОСТ 2099-80 «Заклепки с полукруглой головкой классов точности В и С» и усилена для восприятия нагрузок, возникающих при затяжке высокопрочных болтов.
При разработке конструктивной формы головки была учтена технология постановки болтов, которая предусматривает удержание головки болта ключом в начальный момент его затяжки. Для зажатия головки разводным ключом на ней была выполнена цилиндрическая часть высотой 4 – 6 мм. Это значительно отличало болты от тех, что применялись при реконструкции Троицкого моста. Тогда отсутствие цилиндрической части на головке вызывало большие трудности при затяжке болтов, поскольку было сложно удержать их разводным ключом. Немаловажную роль при этом играло качество резьбы, влияющее на коэффициент закручивания, и наличие на резьбе вмятин, которые повышали реактивный
крутящий момент, в результате чего болты часто прокручивались.
Оригинальное конструктивно-технологическое решение этой проблемы предложили специалисты. На опорной поверхности головки нанесена насечка, которая врезается в мягкий металл элемента моста из стали Ст3 и самостоятельно удерживает болт от проворачивания. Высокое качество накатной резьбы снизило коэффициент закручивания. В результате, принятых мер оказалось достаточно для обеспечения затяжки болтов на расчётное усилие.
Внешний вид соединения, в котором использованы болтокомплекты со сферическими головками, не отличается от вида заклёпочного соединения.
На фасадной плоскости заклёпочных соединений болты со сферической головкой не выделяются, что и обеспечивает сохранение исходного облика мостовой конструкции, построенной почти 100 лет назад.